Единая интерпретация правил игры и совершенствование теоретических знаний в процессе подготовки арбитров высокой квалификации


Я хочу воспользоваться своим опытом общения с судейскими комитетами ФИФА и УЕФА и постараться дать конкретные практические рекомендации по очень непростому вопросу: как построить учебный процесс с арбитрами, чтобы добиться единообразия в интерпретации правил игры.

Руководство ФИФА неоднократно заявляло, что в руках судьи настоящее и будущее футбола. И насколько мы умело и правильно будем заниматься вопросами единообразной трактовки правил, настолько меньше будет критики в наш адрес.

Скажу заранее, что добиться полного единообразия невозможно в силу того, что каждый судья – личность, человек со своей психикой, со своими особенностями. Тем не менее мы должны решить этот вопрос. Как конкретно? За основу возьмем три направления, три методических приема, которые можно будет использовать для того, чтобы выработать у судьи примерно одинаковые подходы к понятиям и трактовке правил.

Первое условно назовем речитативно-информационным. Это направление связано с углублением теоретических знаний, с пониманием основных аспектов правил игры. Приведу классический пример с молодым водителем, который едет по улице, не зная правил движения. Он снижает скорость, останавливает машину, пытаясь вспомнить значение каждого знака, стараясь сориентироваться. Ясно, что при этом скорость движения меньше. Опытный же водитель реагирует на знаки автоматически. При этом скорость не снижается. Этот пример я хочу перевести на судейство в том плане, что глубина теоретических познаний, которая нужна арбитру, существенно помогает ему в быстроте принятия правильных решений.

В настоящее время практически нет каких-либо официальных рекомендаций по совершенствованию и углублению теоретических знаний арбитров в процессе их подготовки к футбольному сезону. Более того, в последнее время была обнаружена тревожная тенденция к некоторому снижению у судей знаний по правилам игры. Этим, правда, отчасти можно объяснить большое количество ошибок, обусловленных психическим фактором. Из психологии известно, что когда перед человеком возникает ситуация, вызывающая у него затруднения, правильный выход из нее возможен только средствами интеллекта и специальными знаниями. В судейской деятельности арбитры многократно оказываются в критических, проблемных ситуациях, из которых одни выходят творчески, на основе оригинального, остроумного и в рамках правил решения, а другие – шаблонно, формально и по существу ошибочно. В подобных ситуациях судья должен полагать, что его решение скорее будет правильным, нежели ошибочным. Основу таких действий судьи составляют как интеллект, так и интуиция. Интеллект и интуиция являются качествами, отличающими хорошего руководителя вообще и спортивного судью в частности.

Обострение спортивной борьбы, повышение требований к качеству судейства, экстремальные физические и психологические нагрузки делают роль специальных знаний и психологии все более ощутимой. Процесс принятия решений в таких условиях во многом зависит от системы общих и специальных знаний арбитров. Чем они глубже, тем свободнее судья регулирует свою деятельность и поведение. Особенно большое значение имеют накопленные знания в момент осуществления ответственных решений – в состоянии утомления, при недостатке времени, при жесткой спортивной борьбе, когда в полной мере проявляются такие качества арбитра, как ясность и гибкость мысли, ее быстрота и логичность, широта и глубина ума, самостоятельность и критичность, способность к антипатии. Поэтому нужно постоянно совершенствовать и упрочивать запасы нужных знаний, систематически работать с правилами игры и методическими новинками.

Делают ли это судьи самостоятельно? Не все и не всегда. Чаще всего они уповают на традиционные весенние предсезонные сборы, где и стараются все вспомнить. Но нередко и после сборов пополнение знаниями по правилам игры минимальное. В чем же дело? На наш взгляд, существенное значение на сборах, семинарах городского и республиканского значения имеют методы преподавания по правилам игры. Традиционные методы связаны с простым изложением готовых теоретических положений, запоминанием текста и методических рекомендаций. Достаточно ли этого? Нет! Один из путей улучшения в этом деле – проблемный метод обучения. В наиболее общем виде данная методика ставит перед участниками занятий необходимость размышлять, рассуждать в поисках правильного ответа.



Задания для судьи во время игры

Участники сбора задают вопросы преподавателю

Практические занятия на соблюдение правил игры

Серьезное нарушение правил игры и непристойное поведение.

Отбор мяча

Различные нарушения в футбольной игре

Штрафные и свободные удары

Замена игроков и тренерские нагоняи

Содержание

ЖФК «Кузбасс» проводит просмотр спортсменок, желающих защищать цвета кемеровского клуба!


Обращаться по тел.: 8923 610 04 84

Первенство России среди МРО. Группа "А"

о и в н п м
1 Москов. область 12 4

4

0

0

29–0

2 Сибирь 9 4 3 0 1

13–4

3 Приволжье 6 4 2 0 2

8–8

4 Урал 3 4 1 0 3

2–20

5 ЮФО-2 0 4 0 0 4

0–20


Финал Первенства России.Группа "А"

И О В Н П М
1 Чертаново 5 13 4 1 0 17–1
2 Рекорд 5 12 3 0 1 8–2
3 Агидель 5 6 1 3 1 11–5
4 Кузбасс 5 5 1 2 2

5–6

5

Мирас

5 5 1 2 2 10–12
6

Печерск

5 0 0 0 5

1–26



Первенство России по футболу среди женских команд Первого дивизиона зоны "Сибирь".

И

О В Н П М
1 Енисей 12 33 11 0 1 54–2
2 Кузбасс 12 27 8 0 3 38–7
3 Алтай 12 9 3 0 7 15–44
4 Кристалл 12 3 1 0 11 6–60

Бомбардиры Первенства России по футболу, зона "Сибирь"

Игрок Клуб М
Коваленко Ксения Кузбасс 18
Данилова Елизавета Енисей

10

Жукова Валентина Енисей 9
Завадкина Екатерина Енисей 7
Рогачёва Анастасия Енисей 6
Лычковская Марина Кузбасс 6

Голосование

Как, по вашему мнению, Россия сыграет с Бразилией в товарищеском матче 25 марта?

Росгосстрах ООО «Трансхимресурс» Hyundai
Аэродром «Танай» Сибирский трофей
Электра