Методы обучения и пути их активизации


Метод – это способ достижения цели. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методы обучения являются одним из важнейшим компонентов учебного процесса. Без них невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учебного материала.

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Все их можно подразделить на несколько групп, применяя определенный принцип подхода к их выделению. При целостном подходе к классификации методов обучения необходимо выделить три большие группы.

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Прежде, чем перейти к характеристике отдельных методов обучения, необходимо отметить, что каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании иногда методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения. В дальнейшем при характеристике различных методов мы будем отмечать входящие в них методические приемы. Следует отметить, что проблема более полного выявления и анализа приемов обучения является одной из весьма актуальных в общей проблематике дидактических исследований.

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

а) Словесные методы обучения.

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа. В процессе их применения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Возможны несколько видов рассказа

– рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения, позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время этого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности обучаемых на занятии.

Во время рассказа-изложения преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логическому плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятий. Преподаватель резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задание для дальнейшей самостоятельной работы по теме.

В ходе применения метода рассказа используются такие приемы: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.

Условиями эффективного применения рассказа являются тщательное продумывание плана, выбор более рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор приемов и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения.

Учебная лекция. Как один из словесных методов обучения, учебная лекция предполагает устное изложение материала, отличающегося большей, чем рассказ, емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений.

В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение длительного времени, активизации мышления, приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации, обобщения.

Условиями эффективного проведения лекции являются четкое продумывание и сообщение плана, логически стройное и последовательное изложение материала с резюме и выводами после каждого из пунктов плана и логическими связями при переходе от одного к другому. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать примеры и иллюстрации. Лекцию читают в доступном для конспектирования темпе, при этом преподавателю необходимо акцентировать внимание на тех положениях, записать которые нужно обязательно.

Лекция и рассказ экономят учебное время, активно управляют восприятием материала. Вместе с тем эти словесные методы обучения в недостаточной степени позволяют обучаемым высказывать собственные суждения.

Беседа. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с обучаемыми, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих слушателей к усвоению системы фактов, понятий и закономерностей.

В ходе беседы используются приемы: постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих), обсуждения ответов и мнений обучаемых, коррегирования ответов, формулировки выводов.

Возможны беседы, в ходе которых обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают примеры иллюстрации материала. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти обучаемых. В то же время возможны и даже желательны при достаточной подготовленности обучаемых беседы, в ходе которых они под руководством преподавателя сами отыскивают ответы на проблемные задачи.



Наглядные и практические методы обучения будущих орлов

Индуктивный и дедуктивный методы воспитания

Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения

Методы стимулирования ответственности

Значение лекций в обучении будущих арбитров

Какой стиль у лектора в аудитории

Читать лекции лучше с кафедры

Работа судейского комитета ФИФА по отбору судей и судейство на чемпионате мира 1990 года

Содержание

ЖФК «Кузбасс» проводит просмотр спортсменок, желающих защищать цвета кемеровского клуба!


Обращаться по тел.: 8923 610 04 84

Первенство России среди МРО. Группа "А"

о и в н п м
1 Москов. область 12 4

4

0

0

29–0

2 Сибирь 9 4 3 0 1

13–4

3 Приволжье 6 4 2 0 2

8–8

4 Урал 3 4 1 0 3

2–20

5 ЮФО-2 0 4 0 0 4

0–20


Финал Первенства России.Группа "А"

И О В Н П М
1 Чертаново 5 13 4 1 0 17–1
2 Рекорд 5 12 3 0 1 8–2
3 Агидель 5 6 1 3 1 11–5
4 Кузбасс 5 5 1 2 2

5–6

5

Мирас

5 5 1 2 2 10–12
6

Печерск

5 0 0 0 5

1–26



Первенство России по футболу среди женских команд Первого дивизиона зоны "Сибирь".

И

О В Н П М
1 Енисей 12 33 11 0 1 54–2
2 Кузбасс 12 27 8 0 3 38–7
3 Алтай 12 9 3 0 7 15–44
4 Кристалл 12 3 1 0 11 6–60

Бомбардиры Первенства России по футболу, зона "Сибирь"

Игрок Клуб М
Коваленко Ксения Кузбасс 18
Данилова Елизавета Енисей

10

Жукова Валентина Енисей 9
Завадкина Екатерина Енисей 7
Рогачёва Анастасия Енисей 6
Лычковская Марина Кузбасс 6

Голосование

Как, по вашему мнению, Россия сыграет с Бразилией в товарищеском матче 25 марта?

Росгосстрах ООО «Трансхимресурс» Hyundai
Аэродром «Танай» Сибирский трофей
Электра