Методы стимулирования ответственности


Процесс обучения опирается не только на мотивы познавательного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди которых наиболее значимыми являются мотивы долга и ответственности. Эти мотивы формируются на основе применения таких методов:

– разъяснение общественной значимости обучения;

– разъяснение личностной значимости обучения;

– предъявление учебных требований;

– поощрение и порицание в обучении.

Метод поощрения и порицания применяется неоднозначно. Метод поощрения применяется в целях поддержания и развития хороших начал в учебной деятельности. Круг поощрений весьма разнообразен. Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов обучения и, как правило, он применяется в ограниченных ситуациях.

Методы контроля и самоконтроля в обучении

Методы контроля:

– методы устного контроля;

– методы письменного контроля;

– методы лабораторного контроля;

– методы машинного контроля.

Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования метода контроля является развитие у обучаемых навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

1. Соответствие методов принципам обучения.

2. Соответствие целям и задачам обучения.

3. Соответствие содержанию данной темы.

4. Соответствие учебным возможностям обучаемых.

5. Соответствие условиям, и времени обучения.

6. Соответствие возможностям самих преподавателей.

О лекторском мастерстве

Может показаться странным, что речь о лекторском мастерстве мы ведем в контексте с деятельностью людей, чье слово – судейский свисток. Однако не следует забывать, что многие из футбольных арбитров зачастую выступают в роли преподавателей на различных сборах. С другой стороны, будучи представителями футбольной юриспруденции, арбитры нередко вынуждены аргументировать законность своих решений путем словесного убеждения, как в процессе игры, так и до или после нее. А ведь известно, что успехов в деловой и профессиональной сфере добиваются, как правило, люди, обладающие в дополнение к своим знаниям, умением логично излагать мысли, склонять оппонентов к своей точке зрения, отстаивать свои идеи. Судейство – не исключение.

В Киевском государственном университете физического воспитания и спорта на протяжении последних 10-15 лет на факультативных началах проводится курс лекций по ораторскому искусству. В сжатой, конспективной форме познакомиться с ним небесполезно и футбольным арбитрам.

Среди различных методов обучения в высшей школе одно из важнейших мест занимает лекция. Несмотря на то, что в последнее время все большее внимание уделяется техническим, кибернетическим способам обучения, программному обучению, как одному из важнейших путей улучшения качества и увеличения объема научной информации, лекция все же занимает одно из ведущих, если не ведущее место, в программе высшей школы. Живое слово преподавателя имеет много преимуществ перед другими методами, особенно на начальных этапах обучения. Тем более актуальной является задача постоянного повышения эффективности лекции.

Проблема эффективности процесса обучения, попытки его оптимизации необходимо начинать с четкого уяснения цели. Применительно к лекции это означает необходимость ясного представления реальных возможностей лекции, как формы обучения.

Большинство исследователей пришло к выводу, что уровень усвоения материала непосредственно на лекции не может быть высоким. Поэтому основное значение лекции, ее основная задача – создание у обучаемого полноценной ориентировки в предмете и способе работы над ним. Вместе с тем от качества и полноты ориентировки зависит скорость и прочность усвоения материала на более высоком уровне, что делает проблему повышения эффективности лекционного преподавания весьма актуальной.

Почему лекция считается ведущим методом преподавания? Какова роль лектора в учебно-воспитательном процессе? Какие требования предъявляются к лектору?

Прежде, чем ответить на эти вопросы, обратим внимание на различное отношение к лекции со стороны видных ученых. Так, выдающийся хирург и педагог Н.И.Пирогов ставил на первое место в учебном процессе самостоятельную познавательную деятельность, а на второе – лекцию. Наоборот, отец отечественной авиации Н.Е.Жуковский, признавая значимость самостоятельной работы, считал, что лекция является наиболее экономным по времени видом занятий, что по силе впечатления она стоит выше всех других методов преподавания.

Таким образом два крупных ученых фактически сошлись на признании того, что из всех видов учебно-воспитательной работы два являются основными – лекция и самостоятельная работа. Этой точки зрения педагогика придерживается и сегодня. Более того, взаимосвязь этих методов постоянно возрастает.

Все согласны, что без лекции эффективность самостоятельной работы значительно ниже. Поэтому в настоящее время проводятся различные теоретические и экспериментальные поиски усиления влияния лекции на активизацию самостоятельного овладения знаниями.

Лекционное преподавание закладывает основы научных знаний, подводит теоретическую базу под изучаемую тему, знакомит с методологией исследований, служит отправным пунктом и указывает направление работы по всем остальным методам учебных занятий. Хорошая лекция будит мысль обучаемого, заставляет его размышлять над предметом науки, искать ответы на возникающие вопросы.

У хорошего лектора курс никогда не превращается в набор окаменевших истин, у него на занятиях каждому надо быть исследователем, самому проходить путь открытия. Можно отыскать немало примеров, когда одна отдельная лекция оставляла неизгладимое впечатление на всю жизнь. Но, читая лекцию, не следует преподносить излагаемое, как абсолютную истину, всегда следует оставлять место для самостоятельного мышления.



Значение лекций в обучении будущих арбитров

Какой стиль у лектора в аудитории

Читать лекции лучше с кафедры

Работа судейского комитета ФИФА по отбору судей и судейство на чемпионате мира 1990 года

Важны знание английского и профессионализм

Соблюдение нормативов при подготовке арбитров

Игры и игрища футболистов и их судей

Психология человеческой деятельности

Содержание

ЖФК «Кузбасс» проводит просмотр спортсменок, желающих защищать цвета кемеровского клуба!


Обращаться по тел.: 8923 610 04 84

Первенство России среди МРО. Группа "А"

о и в н п м
1 Москов. область 12 4

4

0

0

29–0

2 Сибирь 9 4 3 0 1

13–4

3 Приволжье 6 4 2 0 2

8–8

4 Урал 3 4 1 0 3

2–20

5 ЮФО-2 0 4 0 0 4

0–20


Финал Первенства России.Группа "А"

И О В Н П М
1 Чертаново 5 13 4 1 0 17–1
2 Рекорд 5 12 3 0 1 8–2
3 Агидель 5 6 1 3 1 11–5
4 Кузбасс 5 5 1 2 2

5–6

5

Мирас

5 5 1 2 2 10–12
6

Печерск

5 0 0 0 5

1–26



Первенство России по футболу среди женских команд Первого дивизиона зоны "Сибирь".

И

О В Н П М
1 Енисей 12 33 11 0 1 54–2
2 Кузбасс 12 27 8 0 3 38–7
3 Алтай 12 9 3 0 7 15–44
4 Кристалл 12 3 1 0 11 6–60

Бомбардиры Первенства России по футболу, зона "Сибирь"

Игрок Клуб М
Коваленко Ксения Кузбасс 18
Данилова Елизавета Енисей

10

Жукова Валентина Енисей 9
Завадкина Екатерина Енисей 7
Рогачёва Анастасия Енисей 6
Лычковская Марина Кузбасс 6

Голосование

Как, по вашему мнению, Россия сыграет с Бразилией в товарищеском матче 25 марта?

Росгосстрах ООО «Трансхимресурс» Hyundai
Аэродром «Танай» Сибирский трофей
Электра