Значение лекций в обучении будущих арбитров


Лекция, как метод обучения, требует всесторонней подготовки. Искусство рассказа, говорил К.Д.Ушинский, встречается у преподавателей не часто. Не потому, что это редкий дар природы, а потому, что даже способному, талантливому человеку следует приложить немало труда, чтобы выработать в себе способность убедительно излагать лекционный материал;

Чтобы лекция прошла успешно, нужна большая предварительная работа, которая состоит из нескольких этапов:

а) подбор и изучение литературных источников, других материалов;

б) знакомство с программой курса, продумывание структуры лекции;

в) составление предварительного и развернутого плана лекции;

г) написание конспекта или полного текста лекции.

Иногда создается впечатление, что лектор читает материал экспромтом. Однако это обманчивое впечатление. Более того, в таких случаях, подготовка, как правило, самая тщательная.

Требования к лекции. Лекция должна быть научной, но в то же время доступной для восприятия, материал в ней должен располагаться системно. Научность лекции заключается в достоверности излагаемых фактов. Принцип научности предполагает освещение истории развития предмета, его динамики, поисков и достижений, борьбы гипотез и направлений. Принцип доступности предполагает, что содержание учебного материала должно быть понятным, а объем – посильным. Степень сложности материала должен соответствовать уровню интеллектуального развития слушателей. Но, повышая доступность, не следует снижать научность. В лекции следует располагать материал по принципу: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого – к сложному.

Огромное значение для восприятия материала имеет структура лекции. Обычно лекция состоит из вступления, основной части и заключения. Большинство опытных лекторов считают, что успех лекции в первую очередь зависит от вступительной части. В лекции должно быть захватывающее начало, которое сразу же привлекает внимание. Добиться этого трудно, но важно. Ведь в начале лекции ум слушателей свеж и на них легко произвести впечатление. Вступление должно быть кратким. Но нередко можно обойтись и без него, приступая непосредственно к основной части.

В основной части лекции прежде всего вы должны сказать о том, что является целью вашего выступления. Этой части отводится до 90 процентов времени. Познавательная ценность лекции также на две трети зависит от этой части. Материал здесь важно подать во взаимодействии теории и практики. Необходимо добиваться при этом сознательного усвоения материала, делать акцент на прочности приобретаемых знаний. Ценится умение лектора использовать наглядные пособия (натуральные, технические средства, схемы, иллюстрации). Но при этом они не должны отвлекать внимания от самой речи, лектора.

Концовка лекции, ее заключение является самым важным стратегическим элементом. То, что сказано в конце, слушатели помнят дольше. Рекомендуются следующие варианты заключения:

а) резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые содержала лекция;

б) вызвать смех;

в) процитировать подходящие строки из общеизвестных литературных источников;

г) создать кульминацию.

Наиболее часто используется первый вариант.

Важное значение в искусстве преподавания имеет активизация познавательной деятельности на лекции. Здесь можно использовать факты из практической деятельности самого лектора, неожиданные, парадоксальные ситуации. Апеллировать к непосредственным интересам аудитории, делать освежающие отступления. Словом, проводить лекцию не для аудитории, а вместе с ней. Но контактирование не должно быть настолько чрезмерным, что исчезнет сама лекция. Можно назвать две полярные и одинаково недопустимые границы контактирования: нижняя – отсутствие контакта, верхняя – собеседование. Беседа и лекция не могут заменить одна другую, но включение в лекцию элементов беседы допустимо, если это сделано умело и полезно. Понятно, что недопустимо перерастание учебного контактирования лектора со слушателями в фамильярность, панибратство. Как бы ни был тесен их контакт, всегда должна сохраняться некая дистанция, обусловленная их различной ролью в учебном процессе.



Какой стиль у лектора в аудитории

Читать лекции лучше с кафедры

Работа судейского комитета ФИФА по отбору судей и судейство на чемпионате мира 1990 года

Важны знание английского и профессионализм

Соблюдение нормативов при подготовке арбитров

Игры и игрища футболистов и их судей

Психология человеческой деятельности

Истинные причины человеческих поступков

Содержание

ЖФК «Кузбасс» проводит просмотр спортсменок, желающих защищать цвета кемеровского клуба!


Обращаться по тел.: 8923 610 04 84

Первенство России среди МРО. Группа "А"

о и в н п м
1 Москов. область 12 4

4

0

0

29–0

2 Сибирь 9 4 3 0 1

13–4

3 Приволжье 6 4 2 0 2

8–8

4 Урал 3 4 1 0 3

2–20

5 ЮФО-2 0 4 0 0 4

0–20


Финал Первенства России.Группа "А"

И О В Н П М
1 Чертаново 5 13 4 1 0 17–1
2 Рекорд 5 12 3 0 1 8–2
3 Агидель 5 6 1 3 1 11–5
4 Кузбасс 5 5 1 2 2

5–6

5

Мирас

5 5 1 2 2 10–12
6

Печерск

5 0 0 0 5

1–26



Первенство России по футболу среди женских команд Первого дивизиона зоны "Сибирь".

И

О В Н П М
1 Енисей 12 33 11 0 1 54–2
2 Кузбасс 12 27 8 0 3 38–7
3 Алтай 12 9 3 0 7 15–44
4 Кристалл 12 3 1 0 11 6–60

Бомбардиры Первенства России по футболу, зона "Сибирь"

Игрок Клуб М
Коваленко Ксения Кузбасс 18
Данилова Елизавета Енисей

10

Жукова Валентина Енисей 9
Завадкина Екатерина Енисей 7
Рогачёва Анастасия Енисей 6
Лычковская Марина Кузбасс 6

Голосование

Как, по вашему мнению, Россия сыграет с Бразилией в товарищеском матче 25 марта?

Росгосстрах ООО «Трансхимресурс» Hyundai
Аэродром «Танай» Сибирский трофей
Электра