Какой стиль у лектора в аудитории


Необходимым и достаточным условием контактирования является способность воспринимать влияние аудитории и на основе полученной информации корректировать ход лекции.

Если в повседневной жизни основной объем информации человек получает через органы зрения, то на лекции – через органы слуха. Поэтому речь является главным инструментом лекционного преподавания. От того, как умеет преподаватель пользоваться этим инструментом, в основном и зависит, к какой категории лекторов его отнесут слушатели – к тем, кого можно слушать, кого нельзя слушать, кого нельзя не слушать.

“Выступая на научные темы, мысли надо излагать языком ярким, образным, чтобы слушателям было интересно, чтобы увлечь их”. Эти слова принадлежат М.В.Ломоносову. Но чтобы добиться литературности научного языка, нужно много работать над собой. Хотя и это не всегда позволяет даже опытному лектору говорить раскованно и красиво. Поэтому бытует мнение, что не тот лектор, кто хорошо говорит, а тот, которого легко слушать. Основные признаки, которыми характеризуется речевая культура лектора, – это правильность, краткость, ясность, логичность и эмоциональность изложения.

Большое значение в педагогике придается также внешней форме поведения лектора, его стилю и манере. Опыт показывает, что в стиле и манере лектора отражается стиль его работы, культурный и профессиональный уровень. Французы говорят: “Стиль – это человек”. Лектор вправе пользоваться различными приемами, создающими своеобразие стиля. Хороший лектор непрерывно совершенствует свой стиль. Поскольку стиль и манера – свойства индивидуальные, то обобщить их трудно. Вместе с тем можно утверждать, что внешняя форма лекции должна быть подчинена некоторым общим правилам. Индивидуальность, столь желательная для каждого лектора, должна проявляться в рамках этих правил. Остановимся на основных.

Выразительность речи усиливается при умелом пользовании, говоря словами К.С.Станиславского, “физическими действиями” лектора, к которым относят жестикуляцию, мимику, позу и движение тела. Жестикуляция должна быть умеренной, жесты скупыми. Нелепая жестикуляция, бессмысленное размахивание руками делает фигуру лектора смешной и отвлекает внимание слушателей. Скупость жестов в физических действиях лектора подобна скупости проявления его эмоционального накала в речи – и то, и другое является признаком хорошего стиля. Не стойте спиной к аудитории длительное время.

Для усиления эффекта речи большое значение имеет мимика. Так, торжественное выражение лица при разговоре о мелочах равноценно шутке. Если шутка лектора достигла цели и слушатели начали смеяться, то преподавателю следовать за ними не рекомендуется. Его лицо должно лишь едва заметно потеплеть. Недопустимо пользоваться развлекательной мимикой, клоунским приемами, гримасничать, подмаргивать.

На мимику определенное внимание оказывает настроение лектора. Если оно перед лекцией испорчено, то преподаватель должен учитывать, что выражение его лица может не соответствовать содержанию лекции, а это в некоторой степени снизит ее эффективность. Впрочем, хороший преподаватель настолько хорошо владеет собой, что нужная настройка душевного состояния происходит у него самопроизвольно. Более того, у преподавателей, влюбленных в свою профессию, во время лекции, как правило, улучшается настроение и даже самочувствие.

Поза, равно как и другие виды “физических действий”, должна быть сдержанной и не отвлекать внимание слушателей. По этой причине даже спокойно ходить по аудитории во время лекции не рекомендуется, хотя во время ходьбы легче думать и желание ходить проявляется практически у всех лекторов, особенно – у начинающих.



Читать лекции лучше с кафедры

Работа судейского комитета ФИФА по отбору судей и судейство на чемпионате мира 1990 года

Важны знание английского и профессионализм

Соблюдение нормативов при подготовке арбитров

Игры и игрища футболистов и их судей

Психология человеческой деятельности

Истинные причины человеческих поступков

Способы повышения способностей игроков

Содержание

ЖФК «Кузбасс» проводит просмотр спортсменок, желающих защищать цвета кемеровского клуба!


Обращаться по тел.: 8923 610 04 84

Первенство России среди МРО. Группа "А"

о и в н п м
1 Москов. область 12 4

4

0

0

29–0

2 Сибирь 9 4 3 0 1

13–4

3 Приволжье 6 4 2 0 2

8–8

4 Урал 3 4 1 0 3

2–20

5 ЮФО-2 0 4 0 0 4

0–20


Финал Первенства России.Группа "А"

И О В Н П М
1 Чертаново 5 13 4 1 0 17–1
2 Рекорд 5 12 3 0 1 8–2
3 Агидель 5 6 1 3 1 11–5
4 Кузбасс 5 5 1 2 2

5–6

5

Мирас

5 5 1 2 2 10–12
6

Печерск

5 0 0 0 5

1–26



Первенство России по футболу среди женских команд Первого дивизиона зоны "Сибирь".

И

О В Н П М
1 Енисей 12 33 11 0 1 54–2
2 Кузбасс 12 27 8 0 3 38–7
3 Алтай 12 9 3 0 7 15–44
4 Кристалл 12 3 1 0 11 6–60

Бомбардиры Первенства России по футболу, зона "Сибирь"

Игрок Клуб М
Коваленко Ксения Кузбасс 18
Данилова Елизавета Енисей

10

Жукова Валентина Енисей 9
Завадкина Екатерина Енисей 7
Рогачёва Анастасия Енисей 6
Лычковская Марина Кузбасс 6

Голосование

Как, по вашему мнению, Россия сыграет с Бразилией в товарищеском матче 25 марта?

Росгосстрах ООО «Трансхимресурс» Hyundai
Аэродром «Танай» Сибирский трофей
Электра